Самонесущие шины


Много лет назад (в США) Michelin, как и другие изготовители, предложил самонесущую шину. Michelin обещал радиус действия шины 80 км при скорости 80 км/час.

Conti CWS: конструктивные признаки напоминают PAX, затраты тоже
Plymouth Prowler: поставка только с самонесущими шинами Goodyear без запасного колеса.

Вначале шина дополнялась системой контроля давления воздуха МТМ фирмы Michelin с электронным управлением и сигналом потери давления воздуха. Самонесущая шина Michelin была сделана в высокотехнологичном варианте для суперспортивного автомобиля, не имевшего успеха, Bugatti ЕВ 110, который достигал скорости свыше 300 км/час. Специально для него Michelin разработал вы-сокоскоростную шину Pilot SX-MXX3 АР с размерами 245/40 ZR 18 впереди и 325/30 ZR18 сзади. Колеса BBS располагают специальной перемычкой безопасности, в шинах усилены боковины, и дополнительно инсталлирована система контроля давления воздуха.

Goodyear ЕМТ: самонесущая шина эксплуатируется при падении давления за счет усиленной боковой пенки.

В США новая версия самонесущих шин Michelin называется ZP (Zero Presure, нулевое давление), Bridgestone представил в США в 1992 г. Run-Flat-Tire (езда на спущенной шине) Expedia S-01, a Goodyear предложил в 1994 г. ЕМТ (Extended Mobility Tire, расширенная мобильность шины), которая ставилась, например, на Chevrolet Corvette. Firestone предложил в начале 1999 г. Firehawk SH 30 RFT (Run-Flat-Technology), a Dunlop представил DSST (DunlopSelf Supporting Technology, самонесущая технология Dunlop). У всех самонесущих шин в отличие оттрадиционных шин имеется усиление в каркасе: измененные каркасы и брекеры. армированные боковые стенки и зоны бортов. Усиленные боковые стороны не допускают мгновенного и прямого контакта обода/протектора с быстрым разрушением шины. Шины могут монтироваться на традиционных ободах. Чтобы еще надежнее не допустить соскакивания борта шины с обода, на европейских презентациях выдвинулась слегка измененная конструкция обода, ЕН2 (Extended Hump, расширенный хамп) также со слегка измененным ложем борта. Конструкция была впервые использована, насколько известно, в BMW Z8. За счетусиления боковых стенок спущенные шины могут выдерживать большие расстояния.

Eogle F1 (Extended Mobility Tire, повышенная мобильность шины) существует, так же как зимняя и всесезонная шина.
Dunlop DSST: без давления наполнения ходимость шины до 500 км при максимальной скорости 80 км/час.

Данные (в каждом случае скорость 80 км/час) охватывают диапазон от 80 до 500 км. Представленные самонесущие шины вначале весили больше традиционных изделий. Недостаток, который может быть уменьшен путем снижения веса в мелочах и применения дорогостоящих материалов, как, например, в случае Dunlop ULW (Ultra-Light-Weight, сверхлегкая) — у нее арамидный брекер и арамидная бортовая проволока вместо стали. Возможный отказ от запасного колеса способен сэкономить 30 кг веса, при этом некоторые изготовители хотят отка-заться даже от обычных инструментов и домкрата. Предусмотрено изготовление всех вариантов шин (летних, зимних, всесезонных и для внедорожников). Однако поперечное сечение сохраняет конструктивные ограничения, возможны серия 65 и все плоские варианты поперечного сечения. Стандартные шины серии 70 и 80 считаются недоступными для концепций самонесущих конструкций. Всеми изготовителями подчеркивается, что для применения шин с противоаварийными качествами нужна надежная система предупреждения или контроля понижения давления в шинах, (см. главу «Системы контроля давления воздуха в шинах»).

Сравнение: слева традиционная шина, справа усиленная шина Dunlop DSST.
Небольшое различие: слева традиционная спущенная шина, справа Dunlop DSST.

Действительно, при прямолинейном движении с такими шинами водителем не ощущается полная потеря давления воздуха, заднеприводные машины со спущенными задними шинами тоже ведут себя незаметно, даже движения руля выполняются незамедлительно. Только при повороте на скорости и при быстром маневре расхождения с другим автомобилем может внезапно ударить эффект пониженного бокового увода, поэтому срочно нужен предупредительный сигнал установки контроля давления воздуха в шинах, и он очевиден при серийном применении этой продукции. Концепции самонесущих конструкций изготовителей шин получили одобрение производителей автомобилей в конце девяностых годов: ЕМТ (Extended Mobility Tire) от Goodyear и DSST (Dunlop Self Supporting technology) от Dunlop. Помимо прочего, оба изготовителя поставляли продукцию для заводской комплектации на заводы BMW и Mercedes-Benz — частично как вариант выбора в серии или для бронированных автомобилей специального назначения. Goodyear представил несколько размеров и типов, например Eagle Fl, Eagle GS-D, а также зимние шины Ultra Grip 5 и Eagle Ultra Grip.

 

 

 

Результат опыта: показатели аквапланирования спущенной шины DSST почти не хуже, чем при рабочем давлении воздуха, таковы же и другие ходовые качества, водителю необ-ходима система контроля давления воздуха в шинах.

Представленная в начале 2000 г. шина NCT 5 также поставлялась в варианте ЕМТ, но только в небольшом количестве размеров. В планах стояли даже шины для внедорожников на базе технологии ЕМТ(Wrangler Fl). Bridgestone получил от BMW заказ для Roadster Z8 (без запас-ного колеса) на RE 040 Run-Flat-Tire RFT с размерами 245/45 R 18 96 W впереди и 275/40 R 18 99 W сзади. Шина с противоаварийной мобильностью проходит максимум 500 км при скорости 80 км/ час и соединена с системой контроля давления воздуха DunlopWarnair. Остальные изготовители имеют или разрабатывают соответствующие шины, преобладание которых ожидается специалистами в течение нескольких лет. Давление в сторону понижения расхода топлива и, следовательно, веса приближает отказ от запасного колеса, долговременной перспективной альтернативой действительно могут быть самонесущие шины с противоаварийной мобильностью. Изготовители шин восприняли возникновениетемы противоаварийные системы/самонесущие шины как альтернативу запасному колесу. В середине 2000 г. было принято решение о сотрудничестве гигантов шинной промышленности и конкурентов Goodyear/Michelin. Новые технологии должны продвигаться быстрее, и должны быть разработаны стандарты. Тем самым целый ряд предприятий шинной отрасли стал стремиться к одной цели: Michelin еще до этого скооперировался с Pirelli в работе над новой системой колесо/шина PAX. Goodyear вносит самонесущую шину ЕМТ, а партнер Dunlop свой опыт по разработке DSST. Пока отсутствуют Bridgestone с шиной Run-Flat-Tire RFT и, главное, Conti с CWS, системой, очень похожей на PAX. Емкость разработок увеличивается, предложение автомобильной промышленности мощнее, а рынок запчастей для последующего переоснащения при сотрудничестве больших предприятий в данном секторе обслуживается лучше и, возможно, быстрее.

Содержание:




На главную