Движение в сырую погоду
Для водителя возникают критические моменты тогда, когда он как
раз отдыхает - летом. В значительной степени спокойные условия дорожного
движения в сухую погоду мгновенно меняются при дожде. На мокрой
от дождя дороге показатели трения и,следовательно, передаваемые
шиной силы значительно снижаются. Самой скользкой дорога бывает
после длительного сухого периода в самом начале дождя. Вода и дорожная
грязь образуют настоящую смазочную пленку, к которой осенью еще
могут присоединиться мокрые листья. Снижение трения шин при наступлении
дождя в целом зависит от высоты воды на дороге. На эту ситуацию
оказывает положительное влияние конструктор шин с помощью различных
мер. На сухой дороге в этом отношении нетребуется больших усилий,
даже с гладкими беспрофильными шинами или соответствующей резиновой
смесью достигается оптимальная передача силы. При уровне воды на
дороге более 0,5 мм в протекторе нужны борозды, грани и каналы.
Например, большая суммарная длина поперечных граней профиля существенно
увеличивает характеристики торможения шины. Микроскопическое профилирование
протектора — молекулярная структура резиновой смеси — способно довольно
хорошо разрывать тонкую водяную пленку на поверхности дороги, тем
не менее при этих условиях снижение силового замыкания находится
в диапазоне примерно 30% в сравнении с сухой дорогой. При глубине
воды от 1 до 3 мм негативный профиль должен обеспечивать максимальный
прием воды — уменьшение показателя трения уже составляет свыше 50%.
При уровне воды от 3 до 5 мм важную роль в профиле протектора уже
играют соответствующие гидродинамические эффекты, т.к. массы воды
должны как можно скорее отводиться от опорной поверхности. Силовое
замыкание уже уменьшается на величину от 65 до 95% по сравнению
со сцеплением на сухой дороге. И наконец, если уровень воды превышает
5 мм, с оставшимся сцеплением шин дело обстоит довольно плохо: оно
уменьшилось минимум на 95%. Во всяком случае, благоприятный контур
шин при таких условиях может еще справиться с потоком и предотвратить
аквапланирование.
|
Предупредительный указатель: мокрая дорога скрывает в себе
приличный потенциал опасности. |
При сильном дожде всегда существует опасность аквапланирования.
т.к. вода не может достаточно быстро стечь с дорожного полотна.
С увеличением скорости и возрастанием уровня воды она постепенно
задвигает водяной клин под протектор и резко снижает сцепление с
дорогой. Это может даже случиться при достаточно профилированных
шинах на скоростях ниже 80 км/час. Безупречные шины и сдержанная
манера вождения, бесспорно, как всегда, лучшая защита от скольжения
по воде. В низинах, где собирается вода, нужно быть особенно осторожным
и, разумеется, на отрезках дороги с колеями. Если на большой скорости
попадаешь в такую лужу или своего рода гидролоток, что проявляется
в виде грохочущих ударов воды в днище автомобиля, то нужно крепко
держать руль, сохранять прямолинейное движение и провести автомобиль
через опасный участок, по возможности, выключив сцепление. Как правило,
при аквапланировании на короткое время ощутимо падает скорость движения.
Тем не менее можно, осторожно постукивая по педали, притормозить
и таким образом попытаться снизить критическую скорость. Ни в коем
случае не крутите руль, т.к. если колеса снова схватываются, то
автомобиль неконтролируемо рвется в направлении поворота руля. Особенно
коварно аквапланирование на поворотах. При этом возникаетлибо излишняя
поворачиваемость автомобиля, либо недостаточная, либо он, сдвигаясь
тангенциально на всех четырех колесах, уходит с установленного курса.
Изготовители шин за счет конструктивных мер пытаются создать для
своей продукции «подушку безопасности» и для такой критической ситуации.
Но запатентованных универсальных решений и надежных профилактических
мер против поперечного ак-вапланирования пока нет. На практике помогает
только одно: своевременное сбрасывание скорости.
|
«Станция погружения»: экстремальная высота воды на дороге
предъявляет чрезмерные требования даже к самым лучшим шинам.
Наступает аквапланирование, рулевое управление не эффективно. |
|