Возраст шин

По опыту известно, что шинная промышленность в вопросах старения шин держится довольно скрытно. С одной стороны, не хочется допускать разговоров о желании искусственно взвинтить продажу шин «данными о слишком скудной стойкости» шин, с другой стороны, «свои» изделия должны блистать особой долговечностью. Те, кто много ездит, не должны беспокоиться об этой проблеме; они «заблаговременно» износят шины еще до того, как можно будет ожидать снижения безопасности, обусловленного старением. Тем не менее даже внешне безупречные и достаточно профилированные шины могут утратить существенные признаки качества только за счет старения, особенно этр касается устойчивости на мокрой дороге и пригодности для использования в зимних условиях. В основном старение шин определяют два фактора: газообразный озон в атмосфере в небольшом количестве постоянно проникает в резину шины и разрушает соединения серы между молекулами каучука. Резина утрачивает эластичность. И, кроме того, молекулы «крошатся». Особенно твердеют и становятся хрупкими шины, которые хранятся без использования; постепенно возникают волосяные возрастные трещины. Оба фактора — утрата эластичности и возрастные трещины — значительно ограничивают ходовые качества на мокрой дороге. Дополнительный ущерб наносят шинам погода, а также контакт с жирами, маслами и химикалиями. Наблюдаемую однажды «специальную услугу» на мойке, когда губочкой, пропитанной дизельным маслом, протирались боковые стороны шин для придания им насыщенного черного цвета и блеска, можно поистине назвать медвежьей.
Michelin подтверждает десятилетний срок службы своей продукции при условии правильной эксплуатации; более старые шины могут оставаться на автомобиле только в том случае, если на них до этого всегда ездили при нормальных условиях. За счет постоянного сминания в резине активизируются размягчители, предотвращающие отвердение и образование трещин. Подобные подтверждения гарантии, сделанные другими изготовителями, неизвестны. Исследование неиспользованных запасных колес, сделанное ADAC, выявило значительное влияние возраста шины на прочность при испытаниях на скорость вращения. Вывод: шины в возрасте шести лет уже могут скрывать в себе значительный риск для безопасности.
Действительно, анализ тяжелых аварий, связанных с разрывами шин, проведенный специалистами DEKRA, выявил во всех случаях в качестве причины старение шин.
Причем это всегда были шины в возрасте от шести до двенадцати лет. Опасность особенно велика, если старые шины внезапно подвергаются тяжелой нагрузке, если они используются на больших расстояниях или еще с пониженным давлением воздуха. Тогда на больших скоростях едва ли можно избежать тяжелых несчастных случаев. Со старыми шинами особенно часто встречаются жилые автоприцепы и автомобили для путешествий из-за их относительно небольшого годового пробега.
Специалисты придерживаются мнения, что летние шины с индексом скорости S (до 180 км/час) могут использоваться максимум 8 лет. а в отношении высокопроизводительных шин высших классов скоростей (шины Н. V и ZR) экономия вообще неуместна. Шины, подвергающиеся высоким нагрузкам, должны меняться на новые уже через четыре — шесть лет.Зимние шины уже через четыре года ощутимо стареют из-за своих особых резиновых смесей. Со временем резиновая смесь их протектора «стекленеет». Но в этом случае можно довольно легко удлинить срок использования зимних шин, оставив их после зимы на автомобиле. Semperit не разделяет мнения ADAC относительно того, что зимняя шина уже через два года не может считаться новой и покупатель должен требовать соответствующего понижения цены. «Современная зимняя шина, — так говорит представитель одной фирмы, — и через один-два года такая же новая, как и раньше, при условии правильного хранения самим продавцом или изготовителем».
Но сколько лет шине? Информацию об этом дают цифры за номером DOT на боковой стороне, но, к сожалению, только в закодированном виде. Хотя код легко расшифровывается: с 2000 г. последние две цифры означают год производства, перед ними двузначной цифрой указана неделя производства (ННГГ). Пример: цифры DOT 1400 означают, что шина выпущена на 14 неделе 2000 г. На шинах до 2000 г. делалось трехзначное обозначение DOTc кодом ННГдля недели выпуска (двухзначным) и года производства (последняя цифра). Ради полноты сведений следует упомянуть, что с 1990 г. за опознавательным кодом DOT путем вулканизации наносился еще маленький треугольник, чтобы отличить шины 90-х годов от шин более старых выпусков.
В личных интересах все новые шины при покупке должны быть самого последнего изготовления; от старожилов магазина лучше отказаться.
После монтажа новых шин во всех случаях нужно некоторое время соблюдать осторожность, т.к. все выпущенные только что с завода шины обладают определенной гладкостью поверхности, которая в особенности на мокрой дороге непривычно сильно снижает показатели трения и может привести к неприятным сюрпризам. Это обусловлено процессом изготовления, во время которого, во-первых, формы для вулканизации, отполированные до блеска с внутренней стороны, разглаживают поверхность шины и, во-вторых, на новой шине еще сохраняются прилипшие остатки смазки. Эта смазка не допускает приклеивания шины к форме во время вулканизации и позволяет ей легче выниматься. Но на новом изделии неизбежно остаются остатки этой смазки, которые уничтожаются уже после нескольких километров дороги. Однако необходимая мелкая шероховатость поверхности шины устанавливается на сухой дороге примерно лишь через 200 км, на мокрой дороге нужно соответственно дольше считаться с возможностью скольжения.

Содержание:












На главную