Движение зимой
Действительно, никогда качество шин не имеет такого значения, как
на снегу и на льду. Нет шин, которые могут все; во время настоящей
зимы нужны настоящие специализированные шины, а именно: зимние шины
(см. главу «Летние, зимние и всесезонные шины»). Для зимних шин
нужен специальный профиль и резиновая смесь, пригодная для использования
в морозы. Только так в зимних условиях могут быть обеспечены передача
силы (тяга) и достаточный боковой увод. С летними шинами этого достичь
нельзя, но особенно непригодна для эксплуатации зимой конструкция
высокоскоростных летних шин классов Н, V и ZR. На протяжении лет
на наших дорогах разыгрывается один и тот же спектакль: при первом
настоящем снегопаде движение на дорогах останавливается; на автострадах
образуются километровые пробки, водителей призывают по радио освободить
проезд для снегоочистительных машин. Автомобили не могут преодолеть
даже самый безобидный подъем. Обычная причина: «Несмотря на все
предупреждения, многочисленные автомобили выехали на дороги с летними
шинами». Поэтому при первом же снегопаде на машину нужно ставить
зимние шины, т.к. опыт показывает, что потом спрос на зимние шины
резко взлетает. Продавцы часто не готовы к внезапному подъему спроса,
и следствием становится долгое ожидание.
Если поездки осуществляются преимущественно в районах с обильным
снежным покровом, тогда вообще рекомендуются в качестве зимних шин
более узкие покрышки (эффект лучше в глубоком снегу), при эксплуатации
автомобиля преимущественно на автострадах предпочтительнее более
широкие шины, т.к. они обеспечивают более высокую устойчивость.
Допустимые размеры зимних шин приведены в документах (технический
паспорт транспортного средства, акт). Более подробная информация,
отдельно о зимних шинах, содержится в инструкции по эксплуатации
автомобиля. В сомнительном случае можно получить справку у изготовителя
автомобиля. Среди категорий зимних шин особенно широко распространены
версии с индексом скорости Т —190 км/час и Н — 210 км/час. Каждый
опознавательный знак скорости приводится на боковой стенке шины,
сразу после обозначения размера и несущей способности. На этой максимальной
скорости, обусловленной конструкцией, можно ездить в любое время
(условием является правильное давление воздуха в шинах), если это
позволяют погодные условия, состояние дороги и транспортное движение
на ней. Это не зависит от внешней температуры, хотя износ зимних
шин значительно повышается при мягких погодных условиях. В Германии
действует инструкция (§ 36 Положения о допуске транспортных средств
к уличному движению, абзац 1), согласно которой в автомобилях, способных
ездить быстрее, чем позволяет данная категория скорости зимних шин,
должны поместить наклейку в поле зрения на приборной доске с данными
о максимальной скорости шин.
Обычно у новых зимних шин профиль выше, чем у летних шин, т.к. при
глубине профиля менее 4 мм значительно снижается пригодность шин
к зимним условиям, особенно на глубоком снегу. Поэтому в Австрии
на некоторых участках горных дорог согласно инструкции больше не
признаются зимние шины с глубиной профиля менее 4,5 мм.
Принципиально важно правильное давление воздуха в шинах, оно влияет
на долговечность, ходовые качества, сопротивление качению и подверженность
к появлению дефектов (см. ниже). Но в зимних шинах правильному давлению
воздуха придается еще большее значение, т.к., во-первых, воздействие
шины на снег в значительной степени зависит от давления накачанного
воздуха, во-вторых, у современных зимних шин имеется целый ряд ламелей
со значительным количеством профилированных граней и высокими блоками
профиля. Все это благоприятствуетсцеплению на снегу; создает повышенную
тягу, а в условиях аквапланирования вода быстро отводится. Но высокие
блоки профиля очень подвижны безобиден,
и при движении выделяют дополнительную теплоту. Уже по этим причинам
производители автомобилей и шин рекомендуют повышать давление воздуха
вшинах; одновременно повышение давления ощутимо улучшает ходовые
характеристики и снижает сопротивление качению, как правило, давление
воздуха в зимних шинах должно быть выше на 0,2 бара по сравнению
с летними шинами. Только в некоторых мощных автомобилях в таком
повышении нет необходимости. Информацию об этом также даст инструкция
по эксплуатации или изготовитель автомобиля. Лед зимой создает,
бесспорно, большую часть проблем. При нем температура почвы около
или 0°С и относительно высокая влажность воздуха, которая может
оседать на переохлажденную поверхностьдороги и замерзать на ней.
Температуры около 0°С особенно коварны, т.к. в этих условиях при
нагрузке под шиной образуется пленка воды. Разумную тягу в этом
случае не может создать ни одна категория шин, здесь нужны шипы.
При этом влажный туман особенно часто приводит к гололеду. По сравнению
с ним накатанный снег совершенно безобиден. Особенно критично непредвиденное
изменение состояния дорожного полотна когда водитель на отрезке
дороги с хорошей сцепляемостью чувствует себя уверенно и затем вдруг
попадает на скользкий участок. Такие неприятные сюрпризы особенно
часто встречаются на дорогах, которые идут через лесистые местности,
тенистые спуски в долины или на вершинаххолмов, по которым свищет
ледяной ветер. Это относится также к мостам, где дорога дополнительно
может охлаждаться снизу. При гололеде особенно трудно преодолевать
горные спуски. Важно своевременно, а не на спуске, переключиться
на более низкую передачу. Это в одинаковойстепени относится как
к машинам с механической коробкой передач, так и с автоматической.
Если за счет торможения двигателем машину дернет боковой увод, то
поможеттолько выключение сцепления (или переключение передачи в
нейтральное положение = N) для того, чтобы снова стабилизировать
движение автомобиля (см. о распределении сил в круге Камма, глава
"Физика движения"). Если затем сцепляемость дороги восстанавливается,
обязательно снизьте скорость. И - своевременный "аварийный
выход" в мягкий сугроб снега на обочине дороги в любом случае
лучше, чем столкновение на встречной полосе с тяжелыми последствиями
или запоздалый "соскок" с дороги на большой скорости.
На льду тормозные пути легко могут возрасти в десятки раз. Поэтому
настоятельно рекомендуется обуздать темперамент и придерживаться
предусмотрительной манеры вождения с заметно увеличенной дистанцией
безопасности. Только в этом случае останется достаточно времени
для реакции на неожиданные ситуации. Ограничение показателей трения
и тот факт, что на снегу и на льду невозможен большой угол бокового
увода, приводят к преждевременному прекраще-ниютяги и заметному
снижению бокового увода. Автомобили со стандартным приводом (двигатель
впереди, привод сзади) зимой, по опыту, в этом отношении особенно
уязвимы. В этих условиях переднеприводными автомобилями управлять
существенно проще. Автомобили с приводом на все колеса могут полностью
реализовать свои преимущества в тяге и на зимней дороге. Хотя при
торможении все равно нельзя перехитрить физику за счет привода на
все четыре колеса, в этом случае тоже требуется соответствующая
осторожность. Практические результаты позволили получить опыт, проведенный
Michelin, во время которого были противопоставлены различные концепции
привода с применением летних и зимних шин. Интересно, что хорошая
пригодность к зимним условиям в меньшей степени связана стипом привода
и в большей с сортом используемых шин. На заснеженной дороге были
проведены испытания тяги и торможения, на круговых треках оценивались
характеристики бокового увода, на слаломе и путем имитации изменения
полосы движения проверялось управление. Быстро выяснилось, что даже
автомобили с приводом на все колеса не должны отказываться отзимних
шин: машина с летними шинами при слаломе почти бесконтрольно сдвигалась
на всех четырех колесах, а на круге частая корректировка направления
движения вынуждает снижать скорость. Как и следовало ожидать, автомобиль
с приводом на все колеса показал с зимними шинами лучшие результаты
на всех испытаниях. Автомобиль с традиционным приводом и с летними
шинами раньше времени вышел из игры по всем дисциплинам, но с зимними
шинами показал почти такие же ходовые качества, как и автомобиль
с передним приводом. Тот, кто однажды почувствовал, что в состоянии
сделать современные зимние шины на снегу и на льду, уже никогда
не задумается о необходимости сезонного переоснащения автомобиля.
|
Условие сцепления: зимние шины могут иметь правильное сцепление
с дорогой только тогда, когда имеют достаточную глубину профиля. |
|