> Движение зимой
 

Движение зимой

Действительно, никогда качество шин не имеет такого значения, как на снегу и на льду. Нет шин, которые могут все; во время настоящей зимы нужны настоящие специализированные шины, а именно: зимние шины (см. главу «Летние, зимние и всесезонные шины»). Для зимних шин нужен специальный профиль и резиновая смесь, пригодная для использования в морозы. Только так в зимних условиях могут быть обеспечены передача силы (тяга) и достаточный боковой увод. С летними шинами этого достичь нельзя, но особенно непригодна для эксплуатации зимой конструкция высокоскоростных летних шин классов Н, V и ZR. На протяжении лет на наших дорогах разыгрывается один и тот же спектакль: при первом настоящем снегопаде движение на дорогах останавливается; на автострадах образуются километровые пробки, водителей призывают по радио освободить проезд для снегоочистительных машин. Автомобили не могут преодолеть даже самый безобидный подъем. Обычная причина: «Несмотря на все предупреждения, многочисленные автомобили выехали на дороги с летними шинами». Поэтому при первом же снегопаде на машину нужно ставить зимние шины, т.к. опыт показывает, что потом спрос на зимние шины резко взлетает. Продавцы часто не готовы к внезапному подъему спроса, и следствием становится долгое ожидание.
Если поездки осуществляются преимущественно в районах с обильным снежным покровом, тогда вообще рекомендуются в качестве зимних шин более узкие покрышки (эффект лучше в глубоком снегу), при эксплуатации автомобиля преимущественно на автострадах предпочтительнее более широкие шины, т.к. они обеспечивают более высокую устойчивость. Допустимые размеры зимних шин приведены в документах (технический паспорт транспортного средства, акт). Более подробная информация, отдельно о зимних шинах, содержится в инструкции по эксплуатации автомобиля. В сомнительном случае можно получить справку у изготовителя автомобиля. Среди категорий зимних шин особенно широко распространены версии с индексом скорости Т —190 км/час и Н — 210 км/час. Каждый опознавательный знак скорости приводится на боковой стенке шины, сразу после обозначения размера и несущей способности. На этой максимальной скорости, обусловленной конструкцией, можно ездить в любое время (условием является правильное давление воздуха в шинах), если это позволяют погодные условия, состояние дороги и транспортное движение на ней. Это не зависит от внешней температуры, хотя износ зимних шин значительно повышается при мягких погодных условиях. В Германии действует инструкция (§ 36 Положения о допуске транспортных средств к уличному движению, абзац 1), согласно которой в автомобилях, способных ездить быстрее, чем позволяет данная категория скорости зимних шин, должны поместить наклейку в поле зрения на приборной доске с данными о максимальной скорости шин.
Обычно у новых зимних шин профиль выше, чем у летних шин, т.к. при глубине профиля менее 4 мм значительно снижается пригодность шин к зимним условиям, особенно на глубоком снегу. Поэтому в Австрии на некоторых участках горных дорог согласно инструкции больше не признаются зимние шины с глубиной профиля менее 4,5 мм.


Принципиально важно правильное давление воздуха в шинах, оно влияет на долговечность, ходовые качества, сопротивление качению и подверженность к появлению дефектов (см. ниже). Но в зимних шинах правильному давлению воздуха придается еще большее значение, т.к., во-первых, воздействие шины на снег в значительной степени зависит от давления накачанного воздуха, во-вторых, у современных зимних шин имеется целый ряд ламелей со значительным количеством профилированных граней и высокими блоками профиля. Все это благоприятствуетсцеплению на снегу; создает повышенную тягу, а в условиях аквапланирования вода быстро отводится. Но высокие блоки профиля очень подвижны безобиден,
и при движении выделяют дополнительную теплоту. Уже по этим причинам производители автомобилей и шин рекомендуют повышать давление воздуха вшинах; одновременно повышение давления ощутимо улучшает ходовые характеристики и снижает сопротивление качению, как правило, давление воздуха в зимних шинах должно быть выше на 0,2 бара по сравнению с летними шинами. Только в некоторых мощных автомобилях в таком повышении нет необходимости. Информацию об этом также даст инструкция по эксплуатации или изготовитель автомобиля. Лед зимой создает, бесспорно, большую часть проблем. При нем температура почвы около или 0°С и относительно высокая влажность воздуха, которая может оседать на переохлажденную поверхностьдороги и замерзать на ней. Температуры около 0°С особенно коварны, т.к. в этих условиях при нагрузке под шиной образуется пленка воды. Разумную тягу в этом случае не может создать ни одна категория шин, здесь нужны шипы. При этом влажный туман особенно часто приводит к гололеду. По сравнению с ним накатанный снег совершенно безобиден. Особенно критично непредвиденное изменение состояния дорожного полотна когда водитель на отрезке дороги с хорошей сцепляемостью чувствует себя уверенно и затем вдруг попадает на скользкий участок. Такие неприятные сюрпризы особенно часто встречаются на дорогах, которые идут через лесистые местности, тенистые спуски в долины или на вершинаххолмов, по которым свищет ледяной ветер. Это относится также к мостам, где дорога дополнительно может охлаждаться снизу. При гололеде особенно трудно преодолевать горные спуски. Важно своевременно, а не на спуске, переключиться на более низкую передачу. Это в одинаковойстепени относится как к машинам с механической коробкой передач, так и с автоматической. Если за счет торможения двигателем машину дернет боковой увод, то поможеттолько выключение сцепления (или переключение передачи в нейтральное положение = N) для того, чтобы снова стабилизировать движение автомобиля (см. о распределении сил в круге Камма, глава "Физика движения"). Если затем сцепляемость дороги восстанавливается, обязательно снизьте скорость. И - своевременный "аварийный выход" в мягкий сугроб снега на обочине дороги в любом случае лучше, чем столкновение на встречной полосе с тяжелыми последствиями или запоздалый "соскок" с дороги на большой скорости.


На льду тормозные пути легко могут возрасти в десятки раз. Поэтому настоятельно рекомендуется обуздать темперамент и придерживаться предусмотрительной манеры вождения с заметно увеличенной дистанцией безопасности. Только в этом случае останется достаточно времени для реакции на неожиданные ситуации. Ограничение показателей трения и тот факт, что на снегу и на льду невозможен большой угол бокового увода, приводят к преждевременному прекраще-ниютяги и заметному снижению бокового увода. Автомобили со стандартным приводом (двигатель впереди, привод сзади) зимой, по опыту, в этом отношении особенно уязвимы. В этих условиях переднеприводными автомобилями управлять существенно проще. Автомобили с приводом на все колеса могут полностью реализовать свои преимущества в тяге и на зимней дороге. Хотя при торможении все равно нельзя перехитрить физику за счет привода на все четыре колеса, в этом случае тоже требуется соответствующая осторожность. Практические результаты позволили получить опыт, проведенный Michelin, во время которого были противопоставлены различные концепции привода с применением летних и зимних шин. Интересно, что хорошая пригодность к зимним условиям в меньшей степени связана стипом привода и в большей с сортом используемых шин. На заснеженной дороге были проведены испытания тяги и торможения, на круговых треках оценивались характеристики бокового увода, на слаломе и путем имитации изменения полосы движения проверялось управление. Быстро выяснилось, что даже автомобили с приводом на все колеса не должны отказываться отзимних шин: машина с летними шинами при слаломе почти бесконтрольно сдвигалась на всех четырех колесах, а на круге частая корректировка направления движения вынуждает снижать скорость. Как и следовало ожидать, автомобиль с приводом на все колеса показал с зимними шинами лучшие результаты на всех испытаниях. Автомобиль с традиционным приводом и с летними шинами раньше времени вышел из игры по всем дисциплинам, но с зимними шинами показал почти такие же ходовые качества, как и автомобиль с передним приводом. Тот, кто однажды почувствовал, что в состоянии сделать современные зимние шины на снегу и на льду, уже никогда не задумается о необходимости сезонного переоснащения автомобиля.

Условие сцепления: зимние шины могут иметь правильное сцепление с дорогой только тогда, когда имеют достаточную глубину профиля.
Содержание:












На главную