Круг Камма
В практическим вождении силы, воздействующие только в одном направлении,
в продольном или поперечном, являются чрезвычайно редкими идеальными
условиями. В большинстве случаев происходит наложение обоих компонентов
сил.
Продольные и поперечные силы векторно складываются в так называемую
"результирующую", суммарную силу. Довольно наглядно и
приближенно к практике эти соотношения демонстрирует диаграмма продольных
и боковых сил, круг Камма. Радиус круга представляет максимальную
компоненту, составленную из продольной и боковой силы, переданной
шиной на дорогу. Эта результирующая,- и, следовательно, тем больше
диаметр круга Камма, - чем выше сцепляющая способность дороги и
шины или чем выше (статистическая и динамическая) имеющая нагрузка
на колеса.
Круг Камма также показывает, что, например, при полном использовании
трения сцепления при торможении (продольная сила) уже не остается
возможности для действия боковых сил. И наоборот. Теория, которая
подтверждается решительным полным торможением в повороте, которое,
к сожалению, затем приводит к серьезному ремонту автомобиля. Действует
следующее правило: если на повороте происходит торможение или ускорение,
то это вынужденно осуществляется за счет передаваемых боковых сил.
Поиск в критических дорожных ситуациях оптимального распределения
продольных и боковых сил похож на путешествие по гребню, которое
требует от водителя значительного мастерства (или везения) и которому
можно научиться на профессионально организованных водительских курсах
по безопасности вождения и на безопасном маршруте. Если маневр действительно
потребует максимального бокового увода, то поможет только устранение
всех сил, действующих на шину в продольном направлении; выжмите
сцепление! Мастера по подруливанию на поворотах делают это путем
переноса на ведущие дополнительной, динамически распределенной нагрузки,
добиваясь ее целенаправленного изменения за счет хорошо дозированного
торможения. Это выглядит как увеличение диаметра круга в диаметре
Камма, тем самым граница сцепления смещается к вешней стороне и
мобилизуется больше боковых сил. Хотя в целом физику не перехитришь,
даже с лучшими мастерами и материалами.
|