Взаимодействие сил в шине
Нашу повседневную жизнь невозможно представить без трения. Мы это
осознаем только тогда, когда трение почти полностью исчезает или
становиться очень маленьким.
Тогда безудержно выскальзывает у нас из рук кусок мыла, или зимой
у нас возникают значительные проблема, когда нужно обойти дом по
скользкому тротуару. Только за счет трения мы передаем усилие на
землю. В теории физические законы трения ясны: сила трения, которую
нужно преодолеть, если нужно буксировать тело по ровной поверхности,
зависти только от:
? Веса тела, точнее, от «нормальной силы», действующей вертикально
на основание;
? От сопряжения материалов между основанием и прилегающей к нему
стороной тела.
Напротив, при классическом трении не имеет значение величина поверхности,
к которой прилегает тело. В практических опытах «шероховатость»
различных материалов, а именно между нижней стороной тела и основанием,
вычисляется отдельно и выражается в безразмерных числовых значениях.
Физики обозначают эти так называемые показатели силового замыкания
или коэффициенты трения греческой буквой ? (мю). Низкие значения
? обозначают гладкую скользкую поверхность сопряженных материалов
с низким трением; при высоких значениях m повышаются также силы
трения, которые нужно преодолеть (или передать). Трение в значительной
степени определяет физику вождения, при ускорениях, торможения (продольно
действующие силы) и на поворотах (поперечные силы или силы бокового
увода).
Особый случай: в повседневной практике
движения
законы
классического
трения
перестают
действовать – такой
особый случай представляет
собой трение резины
|
|
Наглядный пример: продольные силы и силы бокового увода отражают
манеру управления автомобилем. У спокойного водителя остается
достаточный резерв, в то время как спортивные водитель приближается
к лимиту
|
Сложение сил: круг Кама демонстрирует лимит сцепления.
Суммарная сила Fr, результирующая из силы тяги Fl, и силы
бокового увода Fs, еще располагается в пределах допустимой
границы.
На мокрой дороге в этом примере этот лимит уже превышен.
|
|