Вначале стоит серия
Причиной всех усилий по переоснащению являются серийные шины. По
ним ориентируются основные технические данные, особенно требуемый
участок пути, проходимый шиной за 1 оборот. При этом речь идет об
участке пути, который прокладывается от любой точки протектора за
полный оборот колеса. Этот параметр зависит от диаметра шины, он
влияет на коэффициент передачи, а также на привод спидометра. Исходя
из серийной модели шина, с маленьким участком пути, который она
проходит за 1 оборот колеса, влияет на тенденцию к уменьшению коэффициента
передачи. Последствия: благоприятное влияние на ускорение, но при
максимальной скорости измеритель числа оборотов может находиться
в красном диапазоне прибора. Кроме того, шина меньшего размера дает
большее значение скорости на спидометре.
Согласно TUV Южной Германии при переоснащении разрешены допуски
периметра колеса равные плюс 1,5% и минус 2,5%. При больших отклонениях
необходимо провести корректировку спидометра. Практический пример:
периметр (AU) серийной шины 185/60 R 14 Н равен примерно 1765 мм
(возможны колебания между типами и фабрикатами шин). Размер шины
195/50 R 15 имеет AU 1760 мм (допустимый), размер 215/ 45 R15 имеет
AU в 1755 мм и также вписывается в установленные рамки. Желаемые
броские широкопрофильные шины, разумеется, также зависят от ширины
обода. Даже очень широкая шина на узком ободе производит сравнительно
слабое впечатление. Противоположный случай уже не допускается: выступающие
боковые закраины из-за узких шин на широких дисках.
О системе шины: чтобы иметь возможность использовать при таком же
периметре шину, более широкую по сравнению с серийной, нужно изменить
соотношение между высотой и шириной, в ином случае шина слишком
велика. Пример шины 185/60 R14 не допускает использования размера
205/60 R14 (одинаковый диаметр обода, но периметр 1835 мм вместо
1765 мм не допускается), возможен размер примерно 215/45 R15.
Шина серии 45 с заметно меньшей высотой боковой стороны и поэтому
с большим внутренним диаметром (обод 15" вместо 14").
Чем шире шина при заданном периметре, тем более плоской становится
боковая стенка (по отношению к ширине) и тем больше диаметр обода.
Экстремальный пример: шина с форматом грампластинки 145/80 R13 имеет
сходный периметр и внешний диаметр, как у объемной 245/35 R16. Сегодня
уже возможна высота боковой стороны, составляющая до 25% ширины
шины (серия 25).
|
Периметр шины: чем более плоской делаются боковые стенки,
тем больше, чаще всего, становится
обод. |
|
Монтаж других шин: мерилом является периметр или радиус серийной
шины. |
Независимо от всех других факторов (допуск, ходовые качества, снижение
комфорта) эти минимальные высоты боковых сторон скрывают опасность,
которая заключается в том. что шина пробивается уже в мелких выбоинах
и повреждается при сжатии между ободом и дорогой, еще хуже бордюры.
Для предупреждения этой опасности рекомендуется повышение давления
воздуха в шине (максимум на 0,5 бар).
|
|
Широкопрофильные шины: слева первая шина, разработанная для
рынка запасных частей, Uniroyal RTT-1, справа ее преемница КТТ-2. |
При очень широкопрофильных шинах также следует обратить внимание
на то, что для обеспечения безопасности движения в них должно быть
другое, — чаще всего, более высокое, — давление воздуха. Это зависит
от весовой нагрузки, максимальной скорости транспортного средства
и индекса нагрузки LI. Для шин, предназначенных для переоснащения
и неуказанных в документах на машину, изготовитель шин должен предоставить
данные о том, какое в них необходимо давление воздуха.
|