Износ шин
Шины не держатся вечно, они изнашива-ются. Ихдолговечность, заданная конструктивно, ограничена, с одной стороны, старением шин, и, с другой стороны, режимом эксплуатации. Если нынешние шины общего назначения отзнаменитых производителей могут достигать довольно высоких показателей пробега, то высокоскоростные шины уже за счет своих экстремальных нагрузок не обязательно могут быть «стайерами». В целом долговечность шин определяется стилем вождения, нагрузкой автомобиля, условиями дорожного движения и уходом (давление воздуха!).
|
Ноходка: шины ни в коем случае не должны выглядеть настолько стертыми для дорожного движения. |
Поэтому при одинаковом типе автомобиля и шин различия в ходимости шин могут быть в несколько десятков тысяч километров. Еще и сегодня распространенный совет — новые шины перед использованием вначале положить на хранение в течение нескольких месяцев — чистая бессмыслица. В результате этого новая «мягкая» шина должна «затвердеть», что оказывает якобы благоприятное влияние на износ. В действительности новая шина должна быть понастоящему новой, т.е. быть не тем изделием, на котором стоит дата изготовления, поставленная много лет назад (условное обозначение DOT). Шины стареют (см. выше), а в отношении зимних шин существует предположение, что они из-за своей специальной смеси резины с возрастом заметно теряют свою пригодность к зимним условиям.
Правильно также то, что протекторы новых шин перед вулканизацией покрываются разделительным слоем, который должен быть стерт лишь при эксплуатации. Поэтому рекомендуется на первых 200 — 300 км ездить подчеркнуто осторожно — особенно при дожде или зимой, — до тех пор пока этот слой не исчезнет и шина не станет шероховатой. Этот процесс обкатки относится к шинам всехтипов. Необычные признаки износа указывают на недостатки в шине или в автомобиле, которые обязательно должны быть устранены. Например, небольшое уплощение по периметру протектора — вероятной причиной являются дефектные амортизаторы. Чрезмерный износ середины протектора указывает на слишком высокое давление в шинах, причиной стертых плеч шин — слишком низкое давление нагнетания. Стертые с одной стороны плечи шины позволяют предположить дефект в геометрии колес, изменения, к которым, например, приводит парковка через бордюры. В этом случае нужно промерить ходовую часть и отрегулировать (сход, развал, продольный наклон, поперечный наклон). Напротив, при продолжительном блокированном торможении (только в автомобилях без ABS) протектор стирается в одном месте, возникающая стертая поверхность (даже если она едва заметна) отрицательно сказывается на вращении колес.
|
Минимальноя глубина профиля: в летних шинах разрешается иметь глубину профиля 1,6 мм, в зимних шинах она должна быть 4 мм. |
В сомнительном случае шину следует поменять, ремонт невозможен. Сплющивания возникаюттакже при длительной стоянке автомобиля, они сказываются на всей структуре шины, в отпечатке, опорной поверхности. Чаще всего этот недостаток устраняется при разогреве шины во время движения. В любом случае автомобиль не должен месяцами стоять на шинах, это может привести к непоправимым деформациям. Как минимум перед постановкой автомобиля на хранение рекомендуется повысить давление воздуха в шинах (до 3,0 бар). Еще лучше монтаж «шин для стоянки». Рекомендуемый повсеместно подъем автомобиля со свободно свисающими колесами имеет меньше преимуществ: старые гладкие поршневые штоки амортизаторов могут покрыться налетом ржавчины и становятся шершавыми, это разрушает прокладки, амортизаторы становятся непригодными.
|
Предел износа: когда
достигаются эти перемычки, то остаточная глубина еще равна 1,6 им. |
|
Недопустимо: в каждой части профиля должно быть минимум 1,6 мм глубины. |
Совершенно нормальным явлением износа считается тот факт, что шина при эксплуатации подвергается неравномерной нагрузке, ее точное вращение страдает. Соответствующие явления чаще всего ощущаются в рулевом колесе. Помочь может новая балансировка колес. Ни в коем случае не является нормальным образование пилообразных зубцов на поперечных бороздах профиля шины. Оно зависитоттипа шины, конструкции оси и ее геометрии, а также от стиля вождения автомобиля. Если геометрия оси правильная, то в большинстве случаев также помогает крестообразная балансировка колес, при этом изменяется направление движения шины. Пилообразные зубцы постепенно исчезают, а также связанный с ними шум.
При регулярной перестановке колес (примерно через каждые 10 ООО км) достигается равномерный износ всех шин, но при этом замена должна производиться на одной стороне (переднее левое на заднее левое и т.п.). С шинами, имеющими привязку протектора к направлению движения, это обязательно, рекомендовано при стандартных шинах или асимметричных профилях. После замены колес нужно крестообразно и мягко завинтить колесные болты или гайки. После этого следует использовать динамометрический ключ, который установлен точно на тот момент затяжки, который рекомендован изготовителем автомобиля. Слишком сильное затягивание может повредить колесные болты, гайки, обода и опоры колес, слишком легкое затягивание может привести к ослаблению крепления колес, вредно то и другое.
В ЕС с 1 января 1992 г. установлена одинаковая минимальная глубина профиля для шин легковых, грузовых автомобилей и для мотоциклов: 1,6 мм (исключение: для легких колес 1 мм). Для летних шин с точки зрения безопасности это слишком мало, для широкопрофильных шин абсолютно неприемлемо. При такой глубине профиля бесполезна даже самая лучшая профилактика аквапланирования сточки зрения конструкции, шина очень рано всплывает на мокрой от дождя дороге. Для обеспечения безопасности летние шины должны быть заменены не позднее, чем при остаточной глубине профиля 2 мм (при широкопрофильных шинах 3 мм).
Зимние шины утрачивают свои обычные ходовые качества на снегу при глубине профиля менее 4 мм. В Австрии есть горные дороги, на которых допустима глубина профиля только до 4,5 мм. Такие непригодные для зимы зимние шины допускают ограниченную эксплуатацию до лета. При этом по мере повышения температуры износ значительно увеличивается.
Помощь при аварии в прежние времена |
Если лопнула передняя шина, то замечается неуверенность рулевого управления, а дефекты задней шины распознаются по жесткому, с толчками, движению автомобиля. В этом случае нужно сразу остановиться и снять покрышку соответствующей шины. Рекомендуется брать с собой некоторое количество запасных камер, для того чтобы не нужно было ставить заплаты на проселочной дороге. Шины колес наряду с расходом бензина являются самыми , дело дорогостоящими элементами эксплуатации автомобиля, в большинстве случаев стоимость
замены резины превышает цену расходов на бензин, и поэтому нужно придавать самое большое значение их рабочему состоянию и не перегружать их излишним весом! Шины больше всего страдают от перегрузки, от слишком резкого разгона с места и торможения и из-за плохой привычки многих водителей на большой скорости проезжать крутые повороты.
|
В былые времена автомобильные поездки то и дело прерывались из-за проколов шин |
Если пневматическая шина вскоре после поворота лопается или разрывается борт покрышки, то можно быть уверенным в том, что причина в слишком большой скорости на повороте. Следует представить себе, что на повороте, если его проехать на большой скорости, почти весь вес автомобиля перемещается только на два колеса, и еще за счет центробежной силы добавляется боковое давление, которое может даже превышать вес самого автомобиля.
Следует приучиться проверять шины перед каждой посадкой в автомобиль и после каждого выхода из него и во время поездки следить за правильным движением автомобиля. В большинстве случаев шины слишком слабо накачаны. Давление воздуха, в зависимости от размера шины, должно быть 5-8 атмосфер».
(Автотехническая библиотека, том 47, курс шофера — Общедоступный для понимания учебник KeHnra(Konig) с вопросами и ответами для проверки владельцев и водителей автомобилей, Берлин, 1913 г.)
|
|
Содержание: |
|
|
|
|
На
главную |